Домашний NAS для бедных

Интро
Давно возникала идея создать бекап данных. Особенно остро это стало, когда пару лет назад начал сыпаться HDD, и буквально за пару дней до беды, пришел наконец HDD Western Digital WD30EFRX серии Red (долго выбирал и решил, что он довольно надежный, ведь на него завод давал гарантию до 5 лет, с заменой на новый, если что-то сломается). В общем тогда все обошлось - всего пару фоточек потерялось. 

Выглядит так, что срок жизни для жесткого диска 3, 5, максимум 10 лет, поэтому меня пугает, что большинство людей не задумываются о том, что могут все потерять. В общем, решил я наконец заняться этим вопросом.

Дешевое решение
Дешевым и простым решением на мой взгляд является установка яндекс диска + акция подключение его к мобилке (ну или любого другого клаудного зранилища), это даст вам 50 GB диска - достаточно для хранения фоточек. Решение довольно надежное решение, т.к. документы будут у вас на локальном компе и в облаке. Плюс в том, что можно будет важные данные получить через интернет в любой точке мира, на любом устройстве. Но тут есть и минус, вдруг кто украдет аккаунт или данные вдруг станут обще доступными. Ну и покупка следущих гигабайт довольно дорогая.

Простое решение
Второй вариант попроще, но стоит где-нибудь 5к - это покупка внешнего HDD. Из плюсов это приватно и большой объем, в этом ценнике это порядка 1-2 TB на сегодняшний день. Дополнительно, но это чуть сложнее, можно установить программу для автоматической синхронизации локального диска и внешнего, чтобы не копировать файлы вручную, например программку AlwaySync.

Оба варианта просты и можно научить легко, например ваших родителей этим пользоваться.

Дорогое решение
Давайте разберем сложные решения, чтобы сразу их откинуть (в моем случае я их не стал использовать, но возможно вам это подойдет как нельзя кстати).

Дорогое решение состоит в том, чтобы купить готовое NAS решение типа:
К этому решению вам нужно купить еще минумум 2 диска, например HDD Western Digital WD30EFRX серии Red за ~8.5к каждый. Выглядит что ZYXEL должен сработать, но как-то не все комментарии радужные, странные характеристики с оперативкой в 512 MB как из прошлого века. Выглядит что тут лучше сразу брать решения типа Synology, чтобы не поплатиться дважды.

Сложное решение
Однако, я нашел более дешевое решение в этом отличном на самом деле видео - Превращаем старый комп в сетевое хранилище с ОС FreeNAS. Я сразу загорелся этой идеей. Тут также нужно купить два диска, но саму систему можно сделать из старого компа, например купить в Юле\Авито за пару тысяч, либо найти старый ПК у родственников или даже у себя. А также нужно купить бесперебойник. И тут я вспомнил, что у меня вообще-то есть ноутбук и минимум 1 лишний внешний HDD. Получается, что стоимость решения всего один внешний диск - я остановился на 2 TB, поэтому получается та же сумма (~5к), что и в простом решении.

Я наконец нашел время и сразу установил рекомендуемое решение FreeNAS через usb флешку. Тут произошло 2 звоночка. Во-первых, система сказала, что ей желательно иметь 8GB оперативки (у меня было только 4 GB, для линукс решений выглядит жирновато, на мой взгляд). Во-вторых система уж очень долго устанавливалась на старый нетбук ASUS с Intel Atom + SSD, даже ubuntu быстрее ставиться. Но все запустилось, я вошел в веб-интерфейс как на видео, и начал подключать диски. И тут я заметил, что мне нужно конвертнуть диск в систему ZFS. У меня закралась мысль, а что если диск выйдет из строя или сломается ноутбук или ОС, смогу ли я переподключить диски? А что будет если выключиться свет, ведь к ноуту не подключишь бесперебойник (батарейка давно сдохла, 2 раза)? Смогу ли я потом подключить диск к винде и скопировать если что данные?

Я решил полазить в инете и нашел, что бесперебойная работа и плавное выключение действительно важно, проблемы с восстановлением диска тоже есть, но решаются импортом диска (не добавлением, а именно импортом) правда для этого нужно минумум 8GB оперативки, иначе не заработает. И вообще лучше делать бекап с raid-массива FreeNAS куда-нибуть. Выглядит так, что я изобретаю систему для безопасного хранения, но чтобы оно было безопасным надо его бекапить. Выглядит не очень.

В качестве альтернатив можете рассмотреть другие ОС например XigmaNAS с меньшим количеством оператики, но ведь они не масмаркет и возможно проблем там будет еще больше.

Мое решение
Итак, я решил попробовать найти решение на виндовс, ведь тогда я легко смогу выдернуть диск и подключить его к другому ПК. И действительно такое решение нашел - Создание зеркала (программного RAID 1) для Windows. Но вот беда - оно не работает для внешних HDD - я пробовал - говорит не поддерживется диск - и даже в инете нашел этому подтверждение. Я думал все закончить на этом, но тут нашел решение - создать пул дисков в windows (почему-то пул дисков можно создать с внешними HDD)

Итак,  требования:
1) создаем nas систему с raid1 с windows, чтобы не боятся за потерю данных
2) делаем ее на старом ноуте для экономии
3) ноут подключаем напрямую к ethernet wifi точки, чтобы мой и ПК жены могли к нему подключиться, например чтобы сбросить фоточки в одно место или получить доступ к документам.

Решение:
1) устанавливаем виндовс на ноут
2) подключаем 2 внешних HDD (можно разных размеров)
3) настраиваем пул

Следующие 2 фото взяты с видео, т.к. лень было пересоздавать пространство ради статьи

4) подключаем к сети, расшариваем папку с общим доступом по сети

Проверка
Получаем скорость по wifi до 10 MB/sec, это всего в 2 раза меньше, чем если бы я копировал данные через USB2.0 на прямую с ноутбука на внешний диск, так что считаю приемлемым.

Дополнительно я повырубал пару раз аварийно питание для ноута, в процессе копирования данных. Потом выключал диск, записывал данные через сеть и напрямую на диск на другом компе. Все автоматически синхронизировалось. Ну и диск доступен на другом ПК без плясок с бубном.

Дополнительно я решил исхитриться и установил программку AllWay Sync и программно бекаплю данные с NAS на стационарный ПК. Получается такой двойной программный raid1. Тут уж извините мне мою паранойю - "нужно больше бекапов". 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Нейронная сеть для обхода препятствий

Time Zones

Звания IT-работников